Почему в Америке и Европе газобетон вообще не используется, а для небогатых стран это спасение?

Если приступить к изучению ассортимента стройматериалов, из которых сегодня у нас строят частные дома за городом, то можно столкнуться с очень интересным фактом. Факт этот касается газобетона – самого популярного, судя по отзывам многочисленных Интернет-пользователей, стройматериала.

О газобетоне

Ну да, газобетон вроде всем хорош. Все застройщики слышали, конечно, и множество отрицательных отзывов, но разобрав все эти жалобы, можно сложить мнение о том, что не материал так плох, а плоха сложность его использования. То есть для строительства загородных домов из газобетона необходимы специалисты, которые умеют из этого материала строить так как надо. А вот у нас такие специалисты на вес золота, соответственно, не по карману большинству застройщиков.

В общем, любой застройщик может ознакомиться с тем, как идут дела у газобетона на его родине – в Европе, в частности в Германии, Голландии и Франции. Для этого следует только открыть карту газобетонных заводов и с удивлением обнаружить, что в Европе нет ни одного газобетонного завода! Вернее, есть офисы и исследовательские центры именитых европейских фирм, главной из которых является концерн «Хэбел», но нет конкретных заводов, которые выпускали бы газобетонные изделия в промышленных масштабах.

Поинтересовавшись, что именно строят в той же Германии из газобетона, можно увидеть, что там, в основном, изготавливают навесные панели для промышленных сооружений, и производятся эти панели опять же не на заводах, а в этих самых научно-исследовательских центрах, которые с виду выглядят как заводы.

Производители газобетона

На самом деле в Германии «производители газобетона» занимаются исключительно разработкой, изготовлением и экспортом производственных линий для заводов газобетона по всему миру, но только не в Германии, и вообще в Европе. А так как нас, прежде всего, интересует именно загородное малоэтажное домостроение, то можно заметить, что европейцы свои загородные дома из газобетона не строят. А из чего именно они строят – это уже другой вопрос, совершенно для другой публикации.

Таким образом в Европе частного загородного домостроения из газобетона не обнаружено, и кое-кого это может очень удивить. Кто-то займется переводом некоторых статей из немецкой и французской прессы, посвященных газобетону, но ничего конкретного в них вычитать не получится. Пару раз будут упомянуты невысокие несущие качества этого материала, но их во внимание можно не принимать, потому что строят ведь у нас из газобетонных блоков, и не жалуются.

Тогда следует поинтересоваться американским и канадским строительным рынком, и тут обнаружится на весь регион Северной Америки от Мексики и до Северного Ледовитого океана всего лишь один газобетонный завод, расположенный во Флориде — «Aercon AAC». Завод, в принципе, небольшой, и еле-еле сводит концы с концами, так как заказчиками его продукции являются только дорожные службы, которые приспособились использовать газобетонные панели как ветроотбойники и шумозащитники на оживленных загородных трассах. Также изредка эти панели покупают американские военные, чтобы строить из них казармы для военных в жарких пустынных районах, и полицейские, чтобы строить из них свои полицейские участки. Больше применения в США газобетон не имеет.

Очень интересный момент: в 90-х годах немецкий газобетонный концерн «Хэбел» построил два завода в США, надеясь сделать газобетон популярным на огромном американском рынке. Но эта затея потерпела фиаско, американцы новинкой не заинтересовались, и заводы пришлось ликвидировать. Правда, оборудование одного из них по дешевке купила местная строительная фирма из Флориды, о которой речь шла выше, и подрабатывает эпизодическим производством газобетона, заключив контракты с военным и полицейским ведомствами. Но это не промышленный бум.

Почему американцам не понадобился газобетон? А почему он не понадобился европейцам? Австралийцам, кстати, он тоже пришелся не по вкусу. Существуют некоторые слухи, что, мол, американцы и австралийцы вполне довольны своими деревянными каркасниками, а европейцы предпочитают строить из более аристократичных стройматериалов. Например, из бруса (Северная Европа) и прочного и теплого известняка (Южная и Центральная Европа), на худой конец – из силикатных блоков (Германия и Австрия). Ну, в принципе, это объяснение принять можно, так как у богатых свои сдвиги, а Европа и Америка, несомненно, относятся именно к богатым странам.

Но вот, оказывается, в странах менее богатых газобетон приняли нормально. Причина – то, что они как раз и небогатые, этим все и объясняется. Но если посмотреть на карту мира, то оказывается, что практически все небогатые страны, кроме России и Северного Китая, расположены в тропических, то есть жарких зонах. А так как газобетон, прежде всего, позиционируется как материал утеплительный, то становится понятно, что в небогатых странах именно это его качество как раз и не востребовано. А что же востребовано в газобетоне, если не теплосберегающие качества?

Ну, тут не надо быть гением, чтобы понять – газобетон привлекает небогатые страны прежде всего своей дешевизной. При этом дешевизна эта выражается и в гораздо меньших затратах на фундамент, так как газобетон легче кирпича и бетона раза в два, а то и больше. Конечно, этот материал имеет невысокую прочность, однако это касается не всех марок, поэтому в той же Мексике, Африке или Китае выпускаются только плотные, то есть наиболее прочные марки. Ведь в странах с жарким климатом утепляться не надо, поэтому можно выпускать только самые прочные марки газобетона, и это решит совершенно все проблемы.

Совершенно уникальное отношение к газобетону у нас в России. С одной стороны страна у нас небогатая, а с другой – холодная. Из-за скверного климата выпускать прочный газобетон не получится, нужен именно теплосберегающий. Но из теплосберегающего газоблока не построить прочные стены – пойдут трещинами и развалятся, если не на следующий год, то чуть позже. Из навесных панелей народ у нас строить не хочет, использовать газоблок в качестве заполнителя каркасных конструкций – тоже, норовит ставить только несущие стены, чтобы избежать дополнительных затрат. Дело в том, что панели надо специально заказывать на заводе, а для сооружения каркаса нужны профессиональные, то есть очень дорогие рабочие.

А вот сложить стены из газоблока может самостоятельно, причем довольно быстро, любой студент, главное – соблюдать геометрию. Представляете, какая получается экономия финансовых средств? В Америке или Европе такое не пролезет по своим собственным причинам, и можно довольно быстро понять – по каким именно.

В США, Канаде, Австралии и Скандинавии, где очень развито каркасное и деревянное домостроение, действуют очень строгие правила строительства. Все эти правила приводят к тому, что работники строительной отрасли имеют очень высокие зарплаты. И если коробка из газобетонных блоков стоит сама по себе дешевле, чем коробка из дерева, то работа по кладке блоков будет оцениваться в несколько раз выше, чем сборка каркаса и его комплектации. Соответственно, строить жилье из дешевого газобетона просто невыгодно.

В Европе же очень сильно развито панельное частное домостроение, причем панели навешиваются на железобетонный каркас, что также очень сильно удешевляет всю работу по сборке коробки. И зачем, спрашивается, не очень богатому европейцу, которых в Европе подавляющее большинство, тратить в несколько раз больше денег на строительство дома из дешевого газобетона? Строительство из дешевого газобетона бывает по-настоящему дешевым только в тех странах, где рабочая сила стоит тоже дешево.

Россия тут стоит на промежуточной позиции, потому что богатый россиянин строить себе дом из газобетона не станет, а россиянин небогатый предпочтет выкладывать стены самостоятельно. В крайнем случае, он наймет нескольких дешевых гастарбрйтеров, и под его присмотром они сложат прекрасные газобетонные стены.

А вот дальше все будет зависеть от региона строительства. В южных регионах стены получаются прочные и теплые, а вот в регионах северных придется дополнительно дом утеплять. Но это уже другая история, которой нужно посвятить совсем другое исследование.